Голландская реформаторская церковь. Храм, непохожий на храм
Туристы, проходя мимо длинного серого здания на углу Невского проспекта и набережной Мойки, даже не подозревают, что до революции оно было храмом. Не вяжутся друг с другом строгие черты трёхэтажного дома, украшенного портиком с четырьмя колоннами и традиционными представлениями о религиозных учреждениях. Знакомьтесь, это Голландская церковь.
Первая и вторая церковь.
Голландские мастера и учёные были на особом счету Петра Великого. Сразу после основания Санкт-Петербурга начала складываться голландская община. Однако, при всей любви Петра к стране, где он обучался корабельному искусству, выделять землю под иноверческий храм он не торопился. Причина этого была в том, что самодержец считал: в России есть место только для Православной церкви.
Тем не менее он не был против строительства во дворе К. Крюйса, который был вице-адмиралом, деревянной кирхи. В ней и молились проживавшие в Петербурге голландцы. Но они не оставляли мысли создать полноценный храм. Для этого община копила деньги и в 1724 выкупила дом на углу Невского и Мойки. Для приобретения была веская причина: там находилась голландская школа и молитвенный зал, за использование площади приходилось платить владельцу здания П. Пузи.
В 1733 община выкупила стоящее рядом одноэтажное здание, и туда переехал зал для молитв, но не прошло и трёх лет, как оба здания сгорели. Через семь лет на этом месте построили новую кирху. В 1771 её расширили, а в 1778 община приобрела каменный полутораэтажный дом, стоящий на пересечении Невского проспекта и Большой Конюшенной улицы. Но вскоре стало понятно, что назрела необходимость в строительстве нового здания.
В 1826 часть здания занял художественный магазин. Фактически это была первой выставкой-продажей, которая действовала постоянно. Любой желающий мог прийти и познакомиться с работами живописцев, а также приобрести понравившиеся полотна.
Появление современного здания.
В 1834 году состоялось освящение Голландской реформаторской церкви. Автор проекта, архитектор П. Жако, выдвинул оригинальную концепцию. Он решил объединить жилые помещения и церковь в единый комплекс. Фасад здания гармонировал с остальными строениями на Невском проспекте, а вход в церковь украшал портик с треугольным фронтоном. Его высокие колонны, с одной стороны, подчёркивали строгость здания, с другой — вносили разнообразие во внешний вид фасада. За портиком возвышался плоский купол с крестом, под ним находился крестообразный неф. Особую изысканность и строгость ему придавали колонны, стоящие на пьедесталах и лепнина.
Первый этаж здания арендовали банки, общественные объединения, лавки и магазины. Тут расположилось Общество поощрения художников, которое стало проводить художественные выставки. В 1873 году на одной из выставок появилась картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Общественный резонанс был огромным, посетители выставки образовали два лагеря: репенцев и академистов. Последние называли полотно профанацией, а сторонники пели дифирамбы правде в искусстве. Таким образом Голландская церковь стала одним из культурных центров города.
Продолжая традиции
После революции Голландская церковь была закрыта, превращена в библиотеку, и больше богослужения в ней не проводились никогда. Сейчас наряду с библиотекой здесь действует два выставочных зала, находится коллекция полотен голландских художников, проводятся художественные и фотовыставки, встречи с именитыми фотографами, проводятся мастер-классы по фото.
РАСПОЛЖЕНИЕ
Адрес: пр-т Невский, д. 20
Ближайшее метро: Адмиралтейская, Невский проспект, Гостинный двор
Посмотреть на карте:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.