Спас на крови.
Спас на крови в Санкт-Петербурге — храм, обросший десятком городских легенд. Ему присвоили эпитеты заговорённый и неразрушимый, а ещё рассказывают, что где-то под крышей есть икона, на которой проступают цифры, обозначающие год, когда страну ждут трагические события. Но легенды легендами, а история этого уникального памятника стоит того, чтобы с ней познакомиться.
Построен он был на месте, где народовольцы смертельно ранили Александра II. Произошло это как перед тем, как император должен был одобрить конституционный проект авторства Лорис-Меликова. Конечно, этот документ должен был стать только крохотным шагом к ограничению абсолютной власти монарха, но взрыв прервал не только жизнь Александра Николаевича, но и всю линию по демократизации общественного устройства.
На заседании Думы, которое состоялось после трагедии, представители городской власти подали Александру Александровичупрошение о разрешении возвести на месте покушения памятное сооружение. На что молодой император ответил, что лучше бы построить церковь. Прежде чем начинать строительство, надо было разработать проект и утвердить его, а сколько это займёт времени, никто сказать не мог, поэтому сначала на месте трагедии решили построить часовню. Всего через шесть с половиной недель её освятили.
Было проведено два конкурса, но все представленные варианты император отклонил и добавил пожелание, чтобы кусок мостовой, на котором пролилась кровь его отца, был сохранён. В конце концов он выбрал проект архитектора Парланда, который был создан в соавторстве с архимандритом Игнатием.
Первый камень был заложен осенью 1883. Александр III не дожил до его освящения. Выкладывание мозаики (в нём даже иконостас мозаичный) задержали открытие на 10 лет, в результате действующим он стал только в 1907. Храм электрифицировали сразу, освещали его более полутора тысяч светильник. Входили в него по пропускам, здесь читали проповеди, а службы проводили только в память об Александре Освободителе. Надо сказать, что публика встретила новый храм различными комментариями: газеты восхищались новаторскими идеями авторов, а в народе его прозвали «бонбоньерка» за то, что он выбивался из классического стиля остальных зданий. Знаменитый архитектор А. Н. Бенуа считал его уродливым пятном в застройке.
С 1917 года в храме открыли приход. Но в 1930 было решено, что Спас на крови нужно разобрать. Поскольку хватало дел более важных, поэтому уничтожение «архитектурного уродства» отложили на неопределённый срок. Через восемь лет к нему вернулись, снова одобрили, но ко времени, когда храм должны были взорвать, началась война.
Во время блокады Спас стал моргом, после того, как необходимость в морге отпала, переделали его в овощехранилище. После этого Малый театр взял его в аренду, вместо картошки там стали хранить декорации. Здание не ремонтировали, из разбитых стёкол и трещин в куполах сочилась влага, разрушая его изнутри.
В 1961 при очередном осмотре верхолазы нашли под куполом фугас массой 1,5 центнера. Видимо, в купол он врезался на излёте, потому не взорвался, а застрял. Была проведена уникальная операция под руководством Виктора Демидова. С помощью одной только лебёдки он с командой из шестерых верхолазов и бывшего сапёра извлекли снаряд.
1968 году стал поворотным в судьбе храма — его объявили памятником архитектуры. Через два года его сделали филиалом музея «Исаакиевский собор». В 1972 началась реконструкция. Сложнейшие работы по гидроизоляции, укреплению куполов и несущих конструкций продолжались более 10 лет. Уникальную мозаику восстанавливали дольше, чем выкладывали при постройке — 14 лет. Петербуржцы так привыкли к лесам на Спасе, что шутили, мол, уберут их только, когда Союз рухнет. Сняли леса в 1991, в том же году СССР распался, народная молва, конечно же, связала эти два события.
Реставрация тем временем продолжалась. Восстанавливали мраморную облицовку, полировали камень на головокружительной высоте, выкладывали недостающие куски мозаики. Через 90 лет после освящения храм снова открылся для посетителей.
Сейчас в Спасе на крови проводят богослужения, но в отведённые часы его можно посетить и как музей. Благодаря самоотверженной работе реставраторов мозаичное чудо пережило свой столетний юбилей и продолжает радовать ценителей русского стиля.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2Б, литер А
Ближайшее метро: Невский проспект, Гостиный двор, Адмиралтейская
Посмотреть на карте:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Расписание работы: пн,вт,чт-вс 10:30–18:00
Телефон: +7 812 315-16-36, +7 812 314-40-96, +7 812 274-48-90
Сайт: spas.spb.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.