Аничков мост и бронзовые кони Клодта
Первый мост через реку Фонтанку построили в 1715—1716. Мост был деревянным длиной около двух сотен метров, он проходил не только над самой рекой, но и над её заболоченной поймой. Строился инженерным батальоном под командованием Михаила Аничкова, состоящего на тот момент в чине инженера-подполковника. Поэтому в народе и закрепилось такое название моста.
Аничков мост. история
Через пять лет мост был перестроен, он остался деревянным, число пролётов увеличилось до 18. Поскольку река после углубления стала судоходной, среднюю часть снабдили подъёмным механизмом. На тот момент Фонтанка была границей жилых районов, поэтому у Аничкова моста находилась будка, в которой сидел караул, проверяющих документы у приезжих.
В 1749 перестройкой моста руководил Семён Волков, подъёмную часть при этом заменили фиксированной, для того, чтобы многотонный подарок иранского шаха царевне Елизавете — слон — мог торжественно войти в город. Следующая перестройка произошла в 1785—1787 году. К тому моменту началась застройка площадей за Фонтанкой. Берега реки «одели» в камень, Аничков мост переделывали по методике Перроне: два крайних пролёта были каменными и разводной средний — деревянным, на быках располагали башни с подъёмными механизмами. Тогда этот тип мостов был популярен. Так появился каменный Аников мост. Вместе с Аничковым такой же вид приобрели ещё шесть мостов через Фонтанку.
Город продолжал расти, количество экипажей тоже, узкий мост стал собирать очереди с двух сторон. В 1841 началась разборка, а через семь месяцев строительство нового моста закончилось. Он обрёл тот вид, который знаком сейчас всем жителям Петербурга: три пролёта, соединённых плавными дугами сводов. Изначально мост планировалось украсить конными скульптурами и вазами. От ваз отказались, а коней решили поставить. Как раз в это время известный скульптор-анималист Пётр Клодт предложил императору установить здесь скульптуры, которые изначально делались для Адмиралтейской набережной. Тогда Николаю не понравилось сочетание лошадей и львов. Львов отлили, а кони остались в виде моделей. Предложение император одобрил, но тут умер Василий Екимов, мастер-литейщик, без которого воплощение в металле такой сложной работы никто не мог представить.
Кони Клодта на Аничковом мосту
Скульптор решил рискнуть и самостоятельно проконтролировать отливку. Надо сказать, что учился он в артиллерийском училище, а там обучали основам литья. И ему удалось отлить оба памятника, да так ловко, что не потребовалось дополнительной обработки. После открытия моста бронзовые скульптуры были установлены на пьедесталах со стороны Адмиралтейства, а на противоположном берегу их копии из гипса, покрашенные бронзовой краской. Когда была отлита вторая пара скульптур, они оправились не на Фонтанку, а в Берлин в качестве подарка Фридриху Вильгельму. Клод принялся за отливку ещё одной пары.
Лошади — животные подвижные, на этот раз по велению императора они «ускакали» к королевскому дворцу в Неаполе в знак признательности за гостеприимный приём русской императрицы. Третий раз проделывать одну и ту же работу скульптор не стал. Вместо парных скульптурных групп он решил создать разворачивающийся сюжет «Покорение коня», в котором в четырёх частях описана борьба воли животного и воли человека. В 1850 гипсовые копии были сняты, а их место заняли бронзовые статуи. Для того времени несимметричная композиция была новаторством. Уже через три года стало понятно, что мост не приспособлен ко всё возрастающим нагрузкам. Периодически городские власти обследовали его, фиксировали прогрессирующие разрушения и заключали: да, надо бы мост отремонтировать. Но капитальный ремонт начался только в 1906 и продолжался два года.
Когда началась Великая Отечественная война, коней закопали в саду Аничкова дворца. Снаряды повредили перила и постаменты, но несущие конструкции не пострадали, мост исправно служил всю блокаду. После победы скульптуры вернулись на свои места, а сколы на одном из постаментов специально не стали ремонтировать, сделав это место напоминанием о страшном военном времени. Рядом поместили памятную доску.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Ближайшее метро: Маяковская, Гостинный двор
Посмотреть на карте
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.