Дворцовая площадь.
Дворцовая площадь вошла в список Всемирного наследия. Её облик складывался более века и прошёл путь от огромного луга до одного из самых совершенных архитектурных ансамблей в мире.
Он гармонично объединил в себе такие непохожие течения, как барокко и классицизм. Каждая линия Дворцовой площади возникла неслучайно, в каждой из них — отражение истории.
Всё началось, когда было заложено Адмиралтейство. Изначально оно создавалась как крепость с валами и рвами. Перед ней простирался гласис — пустошь, необходимая для свободных действий артиллерии. Шло время, военное назначение осталось в прошлом, там стали хранить лес для постройки кораблей и якоря. Постепенно пустошь заросла и получила новое название — Адмиралтейский луг.
Пётр Великий проложил через него две основные градообразующие магистрали: Невский и Вознесенский проспекты. Они разделили луг на несколько частей. Во время бесконечных перестроек петровского (второго по счёту) Зимнего часть перед дворцом использовалась для хранения стройматериалов. Летом его использовали то как пастбище, то как плац, а зимой устраивались праздничные гулянья.
Когда по приказу Елизаветы Петровны возводили новый Зимний дворец, Растрелли, руководивший работами, предложил императрице облагородить луг, а точнее, сделать из него площадь, подобающую величественному дворцу. Изначально предполагалось сделать её окружённой колоннадой и памятником Петру Великому посередине, но этой задумке не суждено было воплотиться. В 1763 был объявлен конкурс проектов благоустройства Адмиралтейского луга. Принят был вариант Алексея Квасова, который предложил здания, стоящие на восточной стороне, не трогать, западные здания выстроить по прямой линии с закруглением на северной стороне. Тогда строительство так и не началось, но «квасовская дуга» определила очертания главной площади Санкт-Петербурга.
В 1779 по приказу Екатерины II объявлен очередной конкурс по застройке. На этот раз был принят проект Фельтена, по которому напротив Зимнего возвели три практически одинаковых дома. Построены они были как раз по плану Квасова. В 1780 площадь наконец-то замостили булыжником.
После победы в войне 1812 года Александр I решил собрать все службы Генерального штаба в одном месте. До этого они существовали в различных зданиях по всему городу. Министерство иностранных дел тоже надо было переносить ближе к центру. Возведение огромного здания напротив Зимнего было поручено архитектору Росси в 1819 году. Задача была не из лёгких — здание Главного штаба должно было уравновесить Зимний. Но дворец был построен в стиле барокко, с пышностью которого мало что хорошо сочетается. Росси решил задачу нетривиально: фасад здания было решено выполнить в классическом стиле, зеркально повторив отделку обеих частей здания, а главный акцент поместить на арку, соединяющую эти части. Он намеренно спроектировал фасад в виде ленты, на протяжении которой даже входы в здания не выделяются на фоне стен. Росси удалось найти баланс между повторяющимся элементами и торжественностью. Колесница крылатой Ники и оформление арки — это своеобразный памятник победе в Отечественной войне 1812 года.
После окончания строительства Росси убедил Николая I, что памятник Петру Великому, который планировалось поставить посреди площади, не самое удачное решение. Вместо него воздвигли Александровскую колонну, которая связала Зимний дворец и здание Главного штаба в единую композицию.
Завершающим этапом в формировании облика Дворцовой площади стала перестройка дома Вольного экономического общества, которое выбивалось из окружающей обстановки. По предложению Черника, его стены были скруглены и слиты с окружающими зданиями. На этом работа над великолепным ансамблем, которую вели несколько поколений архитекторов, была закончена.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Ближайшее метро: Адмиралтейская, Невский проспект.
Посмотреть на карте
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.