Исаакиевский собор
30 мая в день памяти преподобного Исаакия Далматского родился Пётр Великий. Святого Исаакия он почитал особо, поэтому первую церковь около Адмиралтейства распорядился посвятить ему. В 1707 под церковные нужды переделали чертёжный амбар, пристроив к нему колокольню со шпилем и купол с крестом. В этой церкви венчались Пётр I и Екатерина.
Через 10 лет было решено возвести каменную церковь, ибо около Адмиралтейства каменных храмов не было. По замыслу императора она должна была походить на рижский храм святого Петра, поэтому рижские инженеры разработали и выслали в Россию чертёж шпиля, который должен был украшать церковь. Место для строительства было выбрано крайне неудачно — в двух десятках метрах от берега Невы. Руководство строительством поручили архитектору Матторнови. Через два года он умер, его место занял Гербель. Установку шпиля император доверил Герману ван Болесу и Доменико Трезини, которые уже справились с установкой шпиля на Петропавловском соборе. В 1724 в ещё недостроенной церкви были обнаружены серьёзные повреждения стен, в результате стены скрепили контрфорсами, вокруг установили 20 поддерживающий колон, свод сделали деревянным. Укрепительные работы шли до 1727 года. Церковь освятили, но проработала она всего 8 лет, потом в шпиль ударила молния, отчего внутри церковь выгорела. Интерьер и повреждённые части конструкции восстановили, но в ходе работ стало ясно, что фундамент подмывает Нева с одной стороны и сточные воды Адмиралтейства — с другой.
В 1768 по указу Екатерины II начали подготовку к строительству нового здания, на том месте, где сейчас стоит Исаакиевский собор. Императрица хотела, чтобы храм был величественным, стены его отделывались мрамором. Но, когда возведение стен было закончено наполовину, Екатерина II скончалась. Павел I урезал финансирование, пожелал, чтобы храм закончили строить побыстрее, а закупленный мрамор отправил на отделку своей новой резиденции — Михайловского замка. Недаром народная мудрость гласит: «На переправе конец не меняют». На звание главного храма столицы получившееся строение не могло претендовать. Стены до карнизов были мраморными, а выше — кирпичными, боковых куполов не было, а главный стоял так низко, что храм казался приземистым. Мало того что он был некрасивым, в первые же годы начала сыпаться штукатурка. Осмотр показал, что из-за поспешного строительства были допущены критичные ошибки, поэтому здание бесполезно ремонтировать, его надо строить заново.
Александр I провёл два конкурса проектов нового собора. Только во второй раз нашёлся архитектор, который сказал, что выполнит главное условие императора — использует в постройке существующий алтарь. Им оказался тогда ещё малоизвестный Огюст Монферран. На самом деле условие было каверзным с технической стороны, поэтому все остальные претенденты сразу отказались его соблюдать. На утверждение было подано 24 варианта внешности будущего храма. Императору понравился классический пятиглавый храм. Канонам православного строительства он не соответствовал, зато отлично вписывался в окружающий архитектурный ансамбль. В 1818 был торжественно заложен первый камень нового собора.
Ошибки в расчётах стали вылезать на первых же этапах строительства. Проект пришлось срочно переделывать полностью. Потом начали закладывать фундамент. Зная заковыристый характер грунта, строители вогнали в землю более 10 тысяч свай. Этот этап длился пять лет. Одним из замечательных моментов возведения храма была доставка из каменоломни под Выборгом и установка цельно рубленных колонн портиков длинною 17 метров и весом около 114 тонн. Не меньшей трудностью было затягивание на высоту четырёх десятков метров 24 колонн весом 64 тонны каждая. Купол было решено делать на основе металлического каркаса, что значительно уменьшило его вес по отношению к такой же конструкции из кирпича. Свод был выполнен из гончарных горшков, залитых цементирующим раствором с кирпичными перемычками. Это было сделано для улучшения акустики храма. В 1839 установили крест, а отделка интерьеров закончилась только в 1858 году. Монферран, отдавший собору сорок лет жизни, умер через месяц. Он пожелал, чтобы его похоронили в соборе, но император решил по-другому, гроб архитектора обнесли вокруг стен, а после вдова увезла его во Францию.
Деньги на содержания храма выделялись из казны, что было большой редкостью. В нём крестили членов царской семьи. В народе Исаакиевскому собору дали прозвище «Чернильница» за высокий барабан, на котором покоится купол.
После революции с собора сняли колокола и отправили переплавлять. Все ценные вещи, в том числе иконы, вывезли. В 1931 он снова был открыт в качестве музея истории и антирелигиозной пропаганды.
Во время блокады собор хранил все музейные ценности, которые не смогли вывезти из города. Дело в том, что военные предположили, что немецкие лётчики не станут обстреливать этот 102-метровый ориентир. Они оказались правы, стены оказались повреждены осколками, но на собор снаряды не сбрасывали.
Внутренняя отделка храма, в отличие от стен, пострадала сильно, в годы войны собор не отапливался, а из-за особенностей конструкции промерзал так, что внутри был покрыт инеем. Влага уничтожила несколько настенных полотен. В 60-х годах Исаакиевский собор был отреставрирован и снова открыл двери для посетителей.
С 1990 в нём проводятся службы, в остальное время он открыт для посещений туристами. Смотровая площадка этого собора — одно из тех мест, где можно взглянуть на величественную панораму Санкт-Петербурга
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Ближайшее метро: Сенная площадь, Адмиралтейская
Посмотреть на карте
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.